Запрос на мораль

16.03.2009

Во время воскресного интервью Президента Медведева российские предприниматели получили от власти сигнал: «роль бизнеса в ситуации кризиса должна быть не только традиционной — развитие бизнеса, развитие производства… Она должна быть и нравственной… пришло время отдавать долги, долги моральные».

К сожалению, «измученный» экономическим кризисом наш бизнес вполне способен не заметить это обращение, тем более что от власти наши предприниматели в последнее время ждут только одного сигнала — обозначить время и место, куда можно обратиться за спасительными госсредствами.

Между тем, на требование, обозначенное Президентом, есть серьезный общественный запрос. Особенно это видно, если взглянуть на поколение 25-40-летних, на тех, чья жизненная позиция сформировалась в конце 90-х или в начале 2000-ных. Многие из них видят (или изнутри корпораций, или регулярно черпают информацию об этом в СМИ), как ведут себя по отношению к собственной стране те или иные бизнесмены. Поскольку большая часть из таких бизнесменов сделала свои состояния отнюдь не собственными мозгами, а присосавшись к тем или иным государственным ресурсам, то новое поколение не только испытывает искреннее удовольствие от олигархических судорог, но и делает далеко идущие политические выводы.

Бизнес, особенно крупный, пока не совсем понимает, в чем должна быть его политическая и социальная ответственность. Многие бизнесмены продолжают играть в игру, в которой, в конечном счете, обречены проиграть. Игра эта — вкладывание денег в зарубежные бизнес-проекты. В течение последних лет то и дело появляется информация об инвестициях наших предпринимателей за рубежом. Раньше расходы на яхты, дома и, даже, как это ни парадоксально, на футбольные клубы делались из личных средств (это право человека — распоряжаться своими деньгами, как душе угодно). В последнее время значительная часть крупного отечественного бизнеса вкладывает в различные зарубежные бизнес-проекты деньги российских корпораций.

Наш бизнес не столько получает прибыль, сколько фактически содержит за свой счет целые предприятия, гостиницы, медицинские клиники (это особенно интересно замечать на фоне разговоров о частно-государственном партнерстве в сфере реализации приоритетных нацпроектов). И каждая ставшая российской гостиница в Черногории или Австрии — это отнюдь не повод для гордости, а выброшенные на иностранную рабочую силу деньги, которые можно было бы вкладывать у нас здесь — в том же Сочи или Белокурихе. Парадокс еще заключается и в том, что эти владельцы зарубежных активов требуют во время кризиса деньги из госбюджета.

И разумеется, попытка любого разговора на эту тему у крупного бизнеса и значительной части кормящейся за его счет пригламуренной околобизнесовой тусовки приобретает характер обвинений в гопничестве и зависти. Между тем, такой разговор должен вестись вполне серьезно. Стремление состоятельных (и не очень) людей вести бизнес, отдыхать, лечиться, учить детей где-то за границей — это во многом их личное дело. Хотя далеко не все согласны, что здесь работает простая арифметика по формуле «личное-корпоративное». Ведь мало кто будет спорить, что средства, направляемые на финансирование таких зарубежных проектов в основной массе «выкачаны» из государства или карманов отечественного потребителя. Мало кто из этих «бизнес-качков» вкладывает деньги для того, чтобы в России было также комфортно, как и в тех странах, в которые он перемещает свой капитал.

Пока крупный российский бизнес не поймет, что у нас никогда не будет социальной стабильности, высококачественной частной медицины, хорошего частного туристического сервиса и, в конце концов, платежеспособного потребителя, пока он не станет вкладывать деньги именно здесь и сейчас. Потому что такие инвестиции не должны и не могут поступать из госбюджета. Потому что именно наш бизнес, уже попробовавший сервис в лучших европейских столицах, сможет научить жить «по-европейски» нашу глубинку. Пока мы не построим хорошие частные гостиницы в Сочи, на Алтае, на Байкале и на Камчатке, куда будут приезжать отдыхать наши олигархи, эти регионы никогда не станут развиваться, как Испания или Италия, а будут лишь поставщиком офисного планктона для московских «фирм-живопырок», занимающихся продажей мобильных телефонов или кухонной техники.

Конечно, не стоит излишне давить на бизнес, чтобы он вкладывал деньги только здесь. Но может быть, в конце концов, владелец автозавода, который покупает клинику или гостиницу в Европе, поймет, что высокооплачиваемый российский врач или преподаватель вряд ли будет в будущем готов купить производимый им автомобиль. По любым соображениям, в том числе моральным или патриотическим. Таким, например, которым руководствуются жители Швейцарии — одной из самых комфортных стран мира, социальные стандарты которой признаны всеми. Несмотря на кризис, многие граждане этой страны предпочитают зачастую переплачивать, но покупать не дешевые французские или немецкие продукты, а дорогие, но свои — швейцарские, в первую очередь, исходя из понимания патриотизма и гражданской ответственности.
Подробности от АК: https://actualcomment.ru/zapros_na_moral.html

я в социальных сетях