Вернуться нельзя наказать

21.06.2023

Мнения о процессе возвращения релокантов и их судьбе неожиданно заполнили новостную ленту. С благословения сверху или по случаю снизу, но факт остается фактом — известный библейский принцип «раскаявшийся грешник выше безупречного праведника» кажется вполне превращаемым в актуальный политический лозунг.

Правда, как и со всеми библейскими постулатами тут же возникает морально-технологическая задача «отделения агнцев от козлищ». То есть проблема сепарации грешников. С моральными аспектами связываться не хочется – визгу будет много, а шерсти мало. А вот технологическую часть проблемы уже видно невооруженным глазом.

Начнем с того, что релокантов можно разделить на несколько основных категорий.

Идейные. Уехали по соображениям несогласия с политикой властей.

Ситуативные. Уехали по соображениям безопасности, опасаясь мобилизации или прессинга.

Активные. Те, кто выступил с критикой российской власти и даже проклял Родину и народ.

Пассивные. Те, кто промолчал.

Полезные. Профессионалы, важные для реализации курса новой российской экономической политики в условиях санкций. IT-специалисты, например.

Бесполезные. Юмористы, блогеры и прочие «деятели культуры».

Громкие. Те, кто способен принести пользу своей новой политической позицией. То есть заявить о том, что ошибался и «Родина превыше всего».

Тихие. Те, кто решил, что лучше вернуться без лишнего шума.

Понятно, что идеальных типов, как нас учит социология, не существует. А имеющиеся в наличии реальные персонажи относятся сразу к нескольким категориям.

И отношение к ним со стороны власти может варьироваться в зависимости от «джентельменского набора».

Понятно, что ситуативный, пассивный, полезный и громкий возвращенец самый лучший для власти тип.

А идейный, активный, бесполезный и тихий либо не нужен власти, либо сам никогда не захочет вернуться.

Другое дело – что делать с теми, кто будем громким и полезным, но при этом относится к идейным и активным? Но это уже вопрос политической целесообразности.

К чему эти игры в типологизации? 

К тому, что в дискуссиях о возвращенцах есть одна существенная практическая деталь, требующая уточнения.

А именно — сообщения о готовности власти включать возвращенцев тихих (вернувшихся без признания ошибок) и бесполезных (типа блогеров), в различные государственные программы и бюджеты.

Очевидно, что слухи о перспективах возвращенцев у патриотически настроенной аудитории вызывают сомнения в «деятельном и искреннем раскаянии», совершенном «грешниками» по причине явной финансовой выгоды превращения их в «патриотов новой волны».

В случае готовности «понять и простить» у власти появится необходимость серьезно пообъясняться с этой самой патриотической аудиторией, логично требующей справедливости в собственном понимании. 

Иначе может возникнуть недовольство считающих себя праведниками стремительно растущим числом прощенных и прикормленных грешников. 

И это будет совсем не моральное, а политическое недовольство. 

Понаблюдаем.

я в социальных сетях