Ресурсы internet и российские политические технологии: состояние и перспективы развития

01.04.1999

А.А. Чеснаков

(директор Центра политической конъюнктуры России)

Статья для Вестника МГУ 1999г.

     Тема развития политических ресурсов Internet в России  становится всё более актуальной. Ежедневное увеличение количества доступных в сети  русскоязычных информационных ресурсов постепенно приводит к формированию канала действительно массовой, а не элитной  коммуникации. Сегодня сложно  с уверенностью зафиксировать процессы как расширения[1] сети путем выхода в её пространство новых пользователей, так и её интенсивного развития через улучшение качественных характеристик уже имеющихся ресурсов. Однако текущее состояние российской части глобальной сети еще не стало отдельной темой для анализа специалистов-политологов, в то время как уже полным ходом идёт использование этих ресурсов в политических целях. По сути дела начинается формирование нового обширного канала политической коммуникации, динамика развития которого может перевернуть представления как о системе обеспечения политической деятельности, так и о традиционных инструментах политического участия.

     Типология политических ресурсов русскоязычного Internet

     Главным на сегодняшний день достижением российского политического internet является колоссальное расширение ресурсов. Перечисление их особенностей могло бы занять значительное время, однако стоит отметить несколько их типов.  Причём основанием для подобной типологии политических ресурсов будут служить два параметра: основная цель создания и характеристика сферы деятельности создателя.       

     Первый тип ресурсов условно можно было бы назвать «каталожно-рейтинговым». Основаная цель создания ресурсов данного типа — подбор адресов ресурсов по нескольким направлениям с целью более удобного поиска информации. Преимуществом данных ресурсов является удобная форма подачи, которая позволяет сделать выводы о степени развития политических ресурсов в целом. Однако на сегодняшний день данная форма имеет множество слабых мест.  В частности, такой известный каталог, как Russia-on-the-net (www.ru) выделяет всего лишь три следующих типа: «Право», «Политические организации», «Разное». Безусловно, сведение всей совокупности политических проблем, институтов и информационных каналов к трём вышеперечисленным является  серьёзнейшим недостатком, но в то же время отражает реальный качественный уровень политических ресурсов и отношение к ним. В то же время необходимо отметить, что данный тип ресурсов развивается наиболее быстро и можно ожидать появления более грамотного в научном отношении подхода (к примеру, видится более приемлемым деление на ресурсы органов госвласти, собственно политические организации, экспертные структуры  и т.д.). Разновидностью подобного типа ресурсов  являются специальные страницы, в которых перечень политических страниц оформлен в виде динамично меняющегося списка, основанного на рейтинге адресата, присвоенного авторами ресурса путём подсчёта количества «посетителей» данного адреса. Примерами таких ресурсов являются такие известные поисковые системы,  как «Rambler» и «List». В целом, данный тип ресурсов является по своим задачам и функциям больше  техническим и лишь косвенно относится к собственно политическим ресурсам.

     Второй тип — «информационные ресурсы». К ним относятся материалы средств массовой информации, касающиеся политической тематики. Таких материалов в сети довольно большое количество. Их основная цель — обеспечить доступ к информации специалистов, использующих современные технологии работы с источниками. Правда,  сразу вырисовывается и вторая цель — продажа информации, поскольку доступ к значительному количеству наиболее интересных из имеющихся в сети СМИ (КоммерсантЪ, Известия, Сегодня и т.д.) является платным.  По-видимому, данный тип будет иметь всё большее развитие, поскольку уже значительное количество региональных изданий разместили собственные материалы на сайтах, выполненных на высоком качественном уровне.

     Третий тип — «виртуальные представительства». К ним в первую очередь относятся страницы органов государственной власти и ряда общественных организаций. Основная цель этих  ресурсов — предоставление информации о деятельности данных структур самой широкой аудитории. Практически все администрации российский областей,  краёв и республик, мэрии и администрации городов имеют выход в Internet. Чрезвычайно широкое  распространение  в сети информационных материалов государственных органов как в Москве, так и в регионах свидетельствует о значительном продвижении властных структур в сторону информационной открытости. Тем самым формируется единое информационное пространство, объединяющее ресурсы от балтийского Калининграда до Чукотки.

     Четвёртый тип — «мобилизационные» ресурсы. К ним можно отнести ресурсы политических партий и движений, а также организаций, которые помимо представительских целей созданы для привлечения в свои ряды новых членов и вербовки сторонников. Такие ресурсы сегодня имеют большинство федеральных политических партий и движений  (КПРФ, «ЯБЛОКО»,РНЕ, «Новая сила» и т.д.). Безусловно, данный тип ресурсов имеет существенное значение  не только в качестве  коллективного агитатора, но и организатора. Показателен пример ряда организаций радикального толка, которые серьезно рассматривают возможности работы со своими сторонниками через Internet, поскольку распространение открытой информации в печатном виде постепенно ограничивается  российским законодательством, а регулирование сетевой информации пока не стало предметом серьёзного правового анализа. К этому же типу ресурсов можно отнести и персональные страницы известных политиков. Примерами могут служить ВЕБ-сервера Бориса Немцова и  Сергея Кириенко, которые через Internet активно мобилизуют сторонников.

      Наконец, последний тип — «специальные ресурсы», предназначенные для использования профессионалами в сфере политики. К данным ресурсам относятся материалы российских аналитических и научных центров по различным дисциплинам: политологии, социологии, психологии и т.д. Их цель — создание необходимого обеспечения для нормальной деятельности экспертного сообщества. Главной проблемой в данной сфере продолжает оставаться значительная нехватка средств в российских научных учреждениях, для которых содержание ВЕБ-страницы становится дорогим удовольствием. Несмотря на финансовые трудности, постепенно развивают систему обеспечения образовательного процесса и университеты.

     Направления развития

     Использование Internet в качестве средства политической коммуникации преследует не только чисто информационные цели. Наряду с традиционными для первых лет развития  Internet представительскими (содержащими исключительно текстовую и графическую информацию) ресурсами и ресурсами, построенными на принципе простой обратной связи (когда предоставляется возможность передать источнику информации своё мнение о  представленной информации через систему электронной почты), появляются ресурсы расширенного коммуникационного типа, позволяющие проводить массовые информационные акции политического характера. Именно к таким ресурсам можно отнести так называемые «чаты», которые позволяют общаться в сети с известными политиками. Примером подобного использования Internet  в 1998г.  стали общения в «прямом интернетовском эфире» Бориса Ельцина, Сергея Кириенко и Юрия Лужкова, вызвавшие достаточно широкий резонанс в СМИ.

     Ещё одним направлением развития Internet как средства общения с политическими целями стали массовые опросы пользователей  по заданой тематике. Подобные опросы уже состоялись в сетевом «Русском журнале» по таким темам, как: «Кого вы считаете нужным избрать в качестве премьера?» (август-сентябрь 1998г.) или «Вступили ли Вы в „Отечество“?» (ноябрь-декабрь 1998г.). При этом число участвующих в обоих случаях превысило тысячу человек, что свидетельствует о достаточно высоком интересе к подобным опросам со стороны пользователей сети. Фактически речь идёт о специфических социологических опросах, которые не только фиксируют общественное мнение среди пользователей сети, но и активно его формируют.

      Необходимо отметить, что Internet используется не только для зондажа общественного мнения, но превратился в средство манипуляции им. В сети размещается большое количество компрометирующих материалов.  Одними из последних были размещены материалы так называемой группы „Коготь“, содержащие информационные досье на нескольких видных российских политиков и общественных деятелей, номера домашних телефонов представителей российской элиты, а также расшифровки  телефонных переговоров советника Президента РФ Татьяны Дьяченко и исполнительного секретаря СНГ Бориса Березовского.  Безусловно,  отвечая потребности населения в информации о том, что представляют собой конкретные политики и политика как сфера деятельности во всех проявлениях, в том числе и негативных, данные материалы в то же время оказывали явно провокационное воздействие на общественное мнение. Особой проблемой является  размещение в сети значительного количества материалов экстремистcкого, националистического характера.

     Наконец, Internet становится  своеобразной „торговой площадкой“ для профессионалов в области политического маркетинга, на которой политтехнологи пытаются предложить собственные услуги для потенциальных клиентов. Так, на проходивших в декабре 1998г. В Санкт-Петербурге выборах в Законодательное Собрание довольно большое количество опытных технологов предлагали  свои услуги на специальной  „Доске объявлений“ питерского горизбиркома. Не все они отличались „чистой“, в частности предлагались и прямые „покупки“ кандитатов, но в целом это безусловно важный шаг  в процессе информирования о деятельности и возможностях профессионального сообщества и превращения сферы политических услуг в цивилизованный рынок.  По-видимому, здесь же нужно упомянуть об использовании возможностей Internet для политической рекламы.

      Анализ ресурсов Internet позволяет сделать следующие выводы.  В период выборов 1999-2000гг. Их использование будет расширяться за счет как легальных и вполне морально приемлемых технологий, так и грязных методов политической борьбы. Основными проблемами в этой сфере остаются:

  — ограниченное количество пользователей сети. Несмотря на высокие темпы распространения Internet, на процессе ощутимо сказывается экономический кризис, ограничивший  покупательскую способность значительной части „среднего класса“ и, следовательно, сузивший возможности пользоваться довольно дорогим, по российским меркам, информационным каналом;

— широкое использование российскими пользователями нелицензионной (пиратской) продукции, приводящее к серьёзным потерям производителей программного обеспечения;

— невозможность на сегодняшний день эффективного законодательного ограничения на распространение информационных ресурсов явно негативного характера (в частности, порочащих честь и достоинство политиков и кандидатов в законодательные и исполнительные органы власти, которым в процессе выборов могут принести наибольший вред);

— отсутствие нормативных документов, регулирующих проблемы авторского права на публикации в сетевых изданиях.

     Одним из способов решения поставленных проблем видится создание при комитете по информационным спорам при Президенте, а также Комитете Госдумы по СМИ специальных групп, занимающихся проблемами подготовки и эффективной работы законодательства, регулирующего использование информационных ресурсов сети Internet в политических целях. Правда, нужно отметить, что подобные попытки, предпринимавшиеся ранее на Западе, пока не дали конкретных результатов.


[1]         По данным группы КОМКОН-2, за 2 года, со второго полугодия 1996 по второе полугодие 1998 года, количество взрослых пользователей, имеющих доступ  к Internet дома, на работе, возросло в целом по России с 1,1% до 3%. По Москве данный показатель возрос  с 1,7% до 4,9% (Время MN, 26 января. C.5.).

категория

я в социальных сетях