Пропорциональная!

16.02.2012

Разумеется, политики и примкнувшие к ним эксперты и «эксперты», политологи, политтехнологи и журналисты в ближайшие дни будут активно обсуждать внесенный в Госдуму президентом Медведевым проект закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Разумеется, будут разочарования. Восторгов будет явно поменьше, но, собственно, этого не предполагает сама политическая ситуация, связанная с другими эмоциями.

Мне кажется, что законопроект удачно решает несколько важных вопросов, вокруг которых в последнее время (после президентского послания) велись ожесточенные споры. Таких принципиальных вопросов или пунктов по этому законопроекту — как минимум, четыре.

Первое. Сохраняются, хотя и в серьезно модифицированном виде, существующая пропорциональная система, а также пятипроцентный заградительный барьер. Разумеется, избирательная система становится более сложной, усиливается и делается доминирующей ее региональная компонента, но сам факт отказа от возврата к прежней смешанной системе (то есть делению депутатов на избираемых по партспискам и по одномандатным округам) показателен.

Пропорциональная система не позволяет трансформироваться в двухпартийную, усиливает конкуренцию, стимулирует реальную многопартийность. Достаточно без пристрастий посмотреть на результаты последних думских выборов, чтобы это признать. Да, преимущества в ней получают крупные парламентские партии, но ведь именно такие партии лучше всего представляют интересы избирателей, в отличие от «персональных живопырок», контролируемых плодящимися как грибы после дождя политическими пройдохами и гешефтмахерами.

Второе. Избирательная система становится более справедливой с точки зрения обеспечения равного представительства граждан вне зависимости от места проживания. Теперь все субъекты Федерации могут иметь своего представителя в нижней палате парламента. И важно, что деление на 225 избирательных округов теперь будет условно гибким: законопроектом предусматривается право Центральной избирательной комиссии раз в десять лет корректировать их границы.

Третье. Изменения в системе упрощают жизнь самих партий. Решение ЦИК по нарезке границ округов позволяет партиям заранее строить свои кампании. К тому же, законопроектом требуется оформить эту процедуру не позднее чем за год до даты выборов. Партии теперь фактически освобождаются от сбора подписей и процедура заявки списков кандидатов становится более открытой. Ряд положений (типа публикации деклараций кандидатов в депутаты самими партиями) делает их работу если не намного легче, то намного прозрачнее и спокойнее.

Наконец, четвертое. Становятся более прозрачными и удобными действия наблюдателей и деятельность на выборах сетевых СМИ. Конечно, вводится непростое регулирование участия сетевых изданий в предвыборной агитации – требования к ним становятся идентичными к тем, которые применяются к крупным офлайновым и традиционным электронным СМИ. Но с учетом опыта работы таких сетевых СМИ на предыдущих избирательных кампаниях, сделать это было необходимо – слишком много «лакун» в их деятельности позволяли обходить закон заинтересованным лицам. Новый закон еще и делает более удобной работу наблюдателей, которым гарантируется право на видео и фотосъемку на участках.

В целом, законопроект кажется сбалансированным и позволяет решить множество проблем, возникших в ходе последней кампании. Конечно, он тоже не совершенен, но, по крайней мере, теперь контуры политреформы окончательно оформились, и игрокам можно начинать приспосабливаться к новым условиям.
Подробности от АК: 

я в социальных сетях