«Единая Россия» и выборы

26.06.2013

Партии создаются для борьбы за власть. В современных демократиях единственным способом получения власти является победа в результате выборов. (И победой можно считать не только получение самого высокого процента голосов избирателей, но и, например, создание коалиции большинства из тех, кто не достиг первого места). Исходя из этого, избирательные кампании для любой партии – самый важный и ответственный период. Тем более, что в наше время выборы фактически проходят непрерывно.

Набор этих банальностей было необходимо зафиксировать потому, что в последнее время для «Единой России» они перестали быть аксиомами. В первую очередь речь идет о необходимости борьбы за власть.

Проанализировать в одной статье ситуацию с федеральными, региональными и муниципальными выборами почти невозможно, однако в отношении партии власти к выборам сформировались несколько позиций общего характера. На них мы и остановимся. 

У «Единой России» большой опыт участия в выборах самого разного уровня. В основном успешный. Более того, среди российских партий ни одна не может соперничать с нынешней партией власти в количестве и качестве побед. Причин для этого несколько.

Победные результаты «Единой России», как ни обидно это прозвучит для двухмиллионной партии, это не столько ее достижения, сколько показатели доверия ее лидеру — Путину. Партия с момента своего создания выступала исключительно как «партия Путина». Путин был и остается ее главным имиджевым ресурсом. Кстати, нет никаких оснований пренебрегать этим ресурсом в дальнейшем. В пользу «Единой России» постоянно работала президентская администрация. На партию работал весь административный ресурс. В этом нет ничего необычного. Другое дело, что «Единая Россия» никогда не существовала без этого ресурса и не факт, что сможет существовать. Наконец, партия всегда удачно использовала иные имиджевые и  финансовые ресурсы, которые получала благодаря своему статусу.  

Однако, в последнее время в ходе выборов «Единую Россию» начали одолевать многочисленные проблемы. Дело не в ее естественном «изнашивании». Хотя и этот процесс заметен. Дело в том, что постепенно меняется отношение граждан к выборам. Появляются новые запросы на прозрачность формирования власти, которые в свою очередь влияют на избирательную систему, модифицируя логику выборного процесса, превращая их в более конкурентные, привлекая внимание избирателей. Причем не только тех, кто доверяет выборам, но и тех, кто критически к ним относится.

Параллельно у партии власти оказались исчерпанными все технологические ресурсы и инструменты манипулятивного характера, применение которых, чего греха таить, неоднократно приводило к многочисленным проблемам.

К сожалению, «Единая Россия» пока не нашла механизмов для работы в рамках этого нового тренда на открытость выборных процедур. Она пытается «выезжать» на старом политтехнологическом багаже. А это чревато самыми неприятными неожиданностями. Более того, появляются все новые угрозы и проблемы, с которыми она не сталкивалась ранее.

Новым дестабилизирующим фактором можно признать смещение даты единого дня голосования на первое воскресенье сентября. Хотя пока для анализа этих выборов можно приложить только прогнозы социологов. Вряд ли их достаточно, для того, чтобы понимать, насколько результативной будет явка и, тем более, каким будет после выборов доверие к их результатам.

Еще менее предсказуемым выглядит решение о возвращении к смешанной системе выборов. Да, с одной стороны усилится влияние местного админресурса. Однако, высокая степень конкурентности на выборах в одномандатных округах в ряде случаев будет приводить к неожиданному результату. Возвращение на эти выборы заинтересованных финансовых структур и сложные способы координации интересов региональных элит могут усложнить картину.

Впрочем, какие бы технологические приемы не предлагались, какие бы административные ресурсы не использовались и какие бы законы не принимались, для победы на выборах правящей партии придется решать главную проблему – постепенную замену старых кадров. Доверие к партии держится на имидже Путина, и осталось чрезвычайно мало членов партии на руководящих постах, которые пользуются доверием граждан в силу личных особенностей, а не благодаря должности и административному ресурсу.

Что же касается конкретных предложений, они таковы.

 Первое. Необходимо усовершенствовать процедуру предварительного голосования. Сейчас регионы могут выбирать одну из четырех его моделей. При этом, наиболее эффективной признается модель открытого голосования, когда в выборах кандидатов от партии могут принимать участие все желающие граждане. У этой модели есть свои плюсы. Однако и свои минусы тоже существенные. Постепенно эта модель перестанет работать так, как хотят организаторы. Для того, чтобы предварительное голосование было не фиктивным, необходимо ввести т.н. «олимпийскую» систему, или систему с «выбыванием проигравшего». Это позволит сделать предварительное голосование более конкурентным и интересным. Конечно, будут и проигравшие и нужно быть готовым, что некоторые из них пойдут на конфликт с партийными структурами. Но такова политика. Никакие другие варианты не избавят партию от постоянных попыток подстраховаться и подтянуть результат.

Второе. Необходимо избавиться от желания делать ставку исключительно на административный ресурс. У партии достаточно политических инструментов для реализации любых стратегий, в том числе и достаточно рискованных. Результат того стоит.

Третье. Желательно уже на этих выборах в регионах начать формировать кадровый резерв для будущих федеральных выборов, а не дожидаться еще пары лет. Нобходимо этот кадровый резерв тестировать и подготавливать в ходе избирательных кампаний в других регионах.

Четвертое. Необходимо выдвигать своих кандидатов на всех выборах, во всех регионах. Ситуация, при которой «Единая Россия» поддерживает представителя другой партии или самовыдвиженца должна быть исключена. Рейтинги правящей партии в регионах выборов не настоко низки, чтобы поддерживать прелставителей «Справедливой России». Партии необходимо во всех регионах выборов публично презентовать собственные программы и не стесняться их отстаивать в ходе дебатов.

Пятое. Необходимо сформировать и активно привлекать к работе большую группу партийных политтехнологов, которые работали бы исключительно на партию, а не вели себя как «аудиторы». В «Единой России» такие технологи есть.
Подробности от АК: 

я в социальных сетях