Реформы Медведева

02.03.2009

В связи с годовщиной избрания Дмитрия Медведева на должность главы государства явно не будет недостатка в различных статьях и интервью. Соскучившиеся по политическим поводам аналитики и эксперты поупражняются в искусстве политической и лингвистической эквилибристики. И апологеты действующего Президента, и непримиримые оппозиционеры явно найдут в итогах года что-то свое, близкое и оправдывающее их точку зрения. Исходя из собственных не всегда рациональных предпочтений большинство наблюдателей будет пытаться давать оценки этому периоду. Вспомнят и об экономической политике в связи с кризисом, и о внешней конъюнктуре в связи с августовской операцией на Кавказе, и о начинающейся перезагрузке отношений с США. Но наибольшие споры, конечно же, вызовет внутренняя политика, тем более что именно с ней был связан самый высокий уровень прошлогодних ожиданий отечественного политического класса.

Именно с точки зрения внутренней политики среди результатов прошедшего года есть один, заслуживающий самого пристального внимания, и анализировать его как раз самое время. Буквально накануне завершился четырехмесячный период законодательного оформления важных новаций, предложенных Президентом в своем ноябрьском Послании — 27 февраля в Государственную Думу был внесен последний из «медведевского» пакета законопроектов политреформ. В основу этого пакета легло прошлогоднее ноябрьское Послание главы государства, которое уже получило статус важнейшего программного документа Президента. Тогда Медведев зафиксировал ключевые направления развития политической системы страны ни сколько на время своей легислатуры, сколько на долгосрочную перспективу. Цели политреформы были очевидны. Во-первых, необходимо было придать дополнительную устойчивость всей политической системе. Во-вторых, придать ей стимулы для развития. Не секрет, что надолго застывшие правила игры не могут стимулировать развитие основных политигроков. В-третьих, необходимо было повысить уровень представительства граждан во власти, а следовательно увеличить легитимность системы. В этой связи инициативы ноябрьского Послания явно усиливали демократические институты – в первую очередь Госдуму и политические партии.

По новому законодательству (а оно будет окончательно принято и оформлено в ближайшее время) учитываются интересы граждан, чьи представители ранее оказывались за бортом законодательной власти. Механизмы этого представительства в проекте внесенного в Думу закона прописаны достаточно четко – партия, набравшая по итогам выборов от 5 до 6 процентов, получает один мандат. В случае, если партия преодолевает 6 процентов, но не достигает 7, ей предоставляются два мандата. Тем самым, ряд партий, не имеющих возможности преодолеть 7 процентный барьер, оказываются в состоянии не только представлять интересы собственных избирателей, но и реально влиять на власть, поскольку теперь они получат доступ к обязательным инструментам «политической страховки» (парламентская трибуна, депутатские запросы, депутатская неприкосновенность и т.д.). Кроме того, другим законопроектом эти партии фактически приравниваются к имеющим полноценные фракции в возможностях использовать государственные СМИ.

Цель повышения представительства и защиты интересов граждан преследуют и новые нормы закона, увеличивающие системное влияние политических партий. Партии по инициативе Президента получают больше возможностей для воздействия на власть (причем на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном).

Представительной власти в целом, а следовательно и формирующим ее партиям, передали часть контрольных функций за деятельностью власти исполнительной. Правительство теперь будет предоставлять в Госдуму ежегодный отчет.

Партии получают больше возможностей в кадровой политике за счет ликвидации части полномочий исполнительной бюрократии (только у партий, набравших наибольшее количество голосов на региональных выборах, будет возможность внесения кандидатур на должность глав субъектов Федерации).

Партии будут меньше зависеть от финансовых ловушек во время избирательных кампаний – был ликвидирован залог на выборах всех уровней.

Новые возможности теперь получат и не представленные в федеральном парламенте партии – если у них есть фракции в трети регионов они могут быть зарегистрированы на федеральных выборах без сбора подписей. Если раньше практически все партстроительство вершилось на федеральном уровне, а задача работы на местах являлась второстепенным или даже третьестепенным делом, то сейчас ситуация может радикально измениться. На федеральный уровень имеет шанс пробиться партия, успешно зарекомендовавшая себя в региональных кампаниях, располагающая надежной организационной инфраструктурой на местах.

Расширяются возможности для регистрации партий на выборах (начинается поэтапное снижение количества подписей для участия в избирательных кампаниях: c нынешних 200 тыс. до 150 тыс. на следующих думских выборах, а затем и до 120 тыс.).

Снижается барьер для регистрации партии – теперь новой партийной организации необходимо предоставить в регистрирующий орган документы на 45 тысяч членов (а не на 50 тыс. как раньше).

С учетом новых норм по усилению внутрипартийной демократии через обязательную ротацию руководства партий и увеличение влияния парламентских миноритариев, через гарантии представления государственных СМИ, такие нововведения значительно расширяют размер «приза», за который на выборах борются основные партийные игроки.

Все перечисленные реформы, конечно же, предусматривают постепенную либерализацию внутриполитической жизни. Некоторым либеральным радикалам хотелось бы более существенного снижения планки. Возражение здесь простое: цель существующих норм – стимулирование партийного строительства через сохранение преференций для крупных политических партий, имеющих возможность реально отстаивать интересы избирателей.

Важной оказалась также и стилистика работы с пакетом политреформ, которую Медведев, кстати, уже фактически распространяет и на другие подобные инициативы. В прошлом власть после президентских посланий иногда предпочитала подольше «раскачиваться» перед внесением законопроектов в Думу. Теперь сформирован фирменный «медведевский» стиль, в основе которого оперативность и привлечение к работе всех заинтересованных сторон. Сразу через несколько дней после Послания состоялась встреча Президента с представителями парламентских партий, на которой были сформированы конкретные механизмы реализации идей главы государства, а затем немедленно началось внесение новых законопроектов.

Результаты всех перечисленных инициатив появятся не сразу – некоторые из них рассчитаны лишь на следующий избирательный цикл. В этом же кроется и очевидная опасность – многие политические партии (как существующие, так и только формирующиеся) стремятся к немедленной «капитализации», не хотят и не умеют работать системно, «в долгую». Их интеллектуальные и административные ресурсы нацелены исключительно на борьбу с властью (или на ее имитацию), а не на собственное развитие. Предложенные изменения для таких партий являются лишь поводом для расшатывания политической системы. Не умея (по разным причинам, в том числе и личного характера) работать в рамках существующих политических институтов, они с удовольствием готовы пойти на их дискредитацию или даже слом системы в целом. Очевидно, что для таких любителей получить все и сразу это может иметь серьезные негативные последствия – глава государства за минувший год достаточно уже показал, что не готов мириться с нарушениями закона.

В любом случае, смогут ли партии быстро воспользоваться предложенными возможностями или для осознания новых собственных перспектив им понадобится некоторое время, власть сформировала новые рамки политической игры. За сравнительно короткий временной срок были подготовлены, обсуждены и в большинстве уже приняты изменения в системе, безусловно обеспечивающие усиление важнейших демократических институтов. Возможно, это и есть главный внутриполитический результат первого президентского года Медведева. 

Подробности от АК: https://actualcomment.ru/reformy_medvedeva.html

я в социальных сетях